5 причин, почему вы теряете мотивацию
Приветствую тебя, дорогой друг.
В этой статье я хочу разобраться с одной из важнейших тем, почему многие начинающие гитаристы очень часто начав освоение инструмента, забрасывают занятия и даже отказываются от идеи научиться играть на гитаре.
Как я уже не раз писал в своих статьях, мотивация – это двигатель вашего прогресса. Причем прогресса в любой из сфер вашей жизни. Нет мотивации – результат оставляет желать лучшего. Но когда она есть – щепки летят в разные стороны, работа идет, радость, смех и счастье. Без должного уровня мотивации невозможно научиться играть на гитаре.
Википедия нам говорит, что “”Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.””
Всего, ученые, выделяют 2 основных типа мотивации. Это мотивация “Кнута” и “Пряника”. Проще говоря – это Страх и Желание. Чаще всего мотивация обусловлена каким-то внешним источником. Вспомните, как в школе вы часто делали нелюбимые уроки, чтобы не поставили двойку, и не влетело от родителей. Это мотивация кнутом. Но, когда вы выполняли домашнее задание чтобы получить “пятерку” и похвалу – это мотивация пряником. В обоих случаях мы мотивировались внешним фактором.
Однако существует и другой вид мотивации. Это внутренняя мотивация. В этом случае нас мало интересуют внешние факторы, нам интересна деятельность сама по себе. Чаще всего это когда мы увлечены какой-нибудь игрой, просмотром фильма или чтением книги. Да, нам важен результат, но больше всего в этом деле нас увлекает процесс. Порой нам бывает жалко, что книга, игра или фильм закончились. Мы дошли до конца, но процесс был намного важнее.
Какой из этих двух типов мотивации сильнее: внутренний, когда нас интересует процесс или внешний, когда для нас важен результат? Я думаю, вы и сами поняли, что мотивация внутренняя гораздо сильнее воздействует на нас. И как ни странно, при достаточно высоком уровне внутренней мотивации – результат превосходит все ожидания. Сравните пример, когда один студент готовится к экзамену, чтобы его не выгнали из института, а другой относится к будущей профессии как к призванию и получает удовольствие от изучения дисциплин. Чьи результаты будут лучше? Кто станет лучшим специалистом?
Если вы не мотивированы изнутри, то какие бы усилия не прилагали – конечный результат будет хуже, чем у более увлеченного человека.
Когда мы взрослеем, границы между внутренней и внешней мотивацией становятся размытыми, смешанными. Ведь мы работаем, учимся и занимаемся нашей повседневной деятельностью ради конкретного результата – зарабатывания денег, получения диплома и т.д. Однако в детстве и юности нас мало интересовали внешние факторы. Было важно, чтобы деятельность была интересной и захватывающей. Чаще всего, вдохновение, ощущение радости от занятия каким-либо делам, состояние потока было именно в этом беззаботном возрасте.
Однако самый большой импульс энергии и Силу мы ощущаем тогда, когда присутствуют эти оба вида мотивации. Чтобы получить действительно хороший результат, нам необходимо иметь как четко установленные цели, так и вдохновение на их воплощение.
Итак, прежде чем я опишу основные причины, почему вы теряете мотивацию при обучении игре на гитаре, подумайте и решите для себя, что мотивирует вас в этом нелегком занятии: процесс или результат?
1. Нет удовольствия от практики
Одна из самых важных причин, почему вы теряете мотивацию – это неполучение удовольствия от обучения игре на гитаре.
В первую очередь, необходимо понять – почему вы решили учиться играть на гитаре? Что стало основной причиной того, что вы взяли в руки гитару и стали заниматься. Это могли быть такие факторы как: желание произвести впечатление, исполнение любимых произведений, быть может это было и вовсе не ваше желание, а желание родителей или кого-то другого. Может быть вы решили просто попробовать себя в этом деле, найти новое хобби, или быть может хотели связать свою жизнь с музыкой?
Если вы чувствуете, что недостаточно вдохновлены для занятий гитарой, пожалуйста, ответьте себе на этот главный вопрос. Итак, если ваш ответ связан с какими либо внешними причинами, и вы не обнаружили никаких внутренних – попробуйте посмотреть вдохновляющие выступления ваших любимых исполнителей, послушать любимую музыку, сходить на концерт или просто побыть в компании с людьми, кто увлечен игрой на инструменте, попеть с ними песни, послушать, как они играют, пообщаться с ними. Если ничего из этого вас так и не вдохновило, то мой вам совет – оставьте на некоторое время занятия гитарой, не прикасайтесь к инструменту неделю-другую, отдохните – и если в течение этого времени вам так и не захотелось снова вернуться к гитаре и услышать звучание ее струн, то может быть это не ваше занятие и возможно стоит поискать что-то другое.
При достаточной внутренней мотивации инструмент сам притянет вас к себе, какой бы перерыв вы не сделали.
2. Не знание, что практиковать
Если ваш уровень внутренней мотивации достаточно высок, и, не смотря ни на что, вы хотите играть на гитаре, исполнять вашу любимую музыку, радовать себя и окружающих, но чувствуете, что буксуете на месте, то быть может, вы просто не знаете куда идти и что именно нужно делать, какие навыки развивать.
Для того, чтобы понять это, в первую очередь вам необходимо уяснить, что именно вы хотите играть, какую музыку, каких исполнителей или если вы хотите сочинять музыку, то какой она должна быть. Поставьте конкретную цель, ответив на вопросы указанные выше.
Если мы не знаем дороги и у нас нету карты местности, то мы попадаемся в лапы отчаяния. Руки опускаются, и мы попросту не знаем, что делать. Однако, когда у нас есть карта или хороший проводник, мы с радостью идем к заветной цели.
Когда у вас появится конкретная цель, необходимо составить подробную карту пути: что я должен практиковать, какие техники изучать, на что делать упор, а что пропускать. Расставьте приоритеты. Составьте подробный план занятий и следуйте ему. Найдите необходимые материалы в интернете или запишитесь на курсы. Будьте последовательны и не отступайте от своего плана и тогда результаты не заставят себя долго ждать.
3. Нет эффективного расписания занятий
Если вы уже точно знаете, чего хотите и у вас есть четкий план действий, но не хватает дисциплины следовать ему, то возможно вам нужно составить эффективное расписание занятий.
Недостаток дисциплины порой бывает тем самым камнем преткновения, который не позволяет нам достигать наших целей.
Бывает и такое, что мы просто ставим себе недостижимые цели, и нам попросту не хватает внутренней Силы для ее достижения. Конечно, цель должна быть высокой, однако она должна быть реальной. У каждого человека есть своя планка. Вы не сможете поднять 200 килограммовую штангу без предварительной тренировки, и если вы поставите себе цель “”однять штангу 200 кг через неделю”, то, скорее всего вы так и не приступите к тренировкам, просто потому, что вы понимаете, что для вас это просто нереально. Бессмысленность действий – это лучший демотиватор. Именно так и пытали пленников в концентрационных лагерях – заставляли делать бессмысленную работу. Воля таких людей быстро ломалась и ими было намного легче управлять. Не ломайте свою волю недостижимыми целями и бессмысленной работой. Занимайтесь музыкой осмысленно. Составьте себе эффективное расписание на каждый день и тренируйтесь.
Очень хорошую технику я прочитал из книг бизнес-тренера и специалиста по мотивации Ицхака Пинтосевича. Она выглядит как формула m 100% M, где m – это минимум, 100% – это самый оптимальный вариант и M – это максимум. Приведу простой пример. Вы решили уделять какое-то время на оттачивание какой-то техники игры на гитаре каждый день. Если вы установите своей целью заниматься ежедневно по 3 часа, то скорее всего это будет не реально. Допустим, самый оптимальный вариант для вас, это выделить занятиям 1 час ежедневно. Это и будут ваши 100%. Однако, если вы не будете следовать этому плану, то быстро потеряете мотивацию к дальнейшим занятиям. Для того, чтобы этого не произошло выделите минимум времени, который вы точно сможете делать каждый день. Например 10 минут. Или 5 минут. Количество здесь не так важно. Главное, чтобы это было то время, которое вы сможете заниматься ежедневно при любых обстоятельствах. Даже в командировке, в плохую погоду или когда вы болеете. И большая M – это тот максимум, который вы бы хотели делать. Например заниматься 2 часа каждый день.
Часто бывает так, что самое сложное – это именно начать делать. Но когда мы начинаем, то нас уже не остановить. Именно для этого и существует ежедневный минимум, маленькая буква m в этой формуле.
Делайте минимум ежедневно и стремитесь к максимуму. Старайтесь сделать 100%, но сделать минимум – это обязательное условие.
4. Не видите всей картины
Иногда бывает такое, что из-за деревьев мы не видим леса. Мы погрязаем в рутине и мелких делах на столько, что забываем про главное. Очень часто нас поглощают мелочи и из-за них мы упускаем свою основную цель. В такие моменты задайте себе вопрос: зачем я это делаю. Не давайте мелочам захватить вас, каждый раз напоминайте себе, в чем ваша основная задача, какова главная цель занятий.
Очень часто, начинающие гитаристы допускают одну ошибку – изо дня в день они играют только то, что у них получается хорошо, тем самым блокируя свой путь к прогрессу.
Расширяйте видение, устанавливайте цели, и относитесь к ежедневным занятиям как к мазкам на вашем холсте и через некоторое время вы нарисуете свой шедевр.
Не видя всей картины мы, рискуем навсегда остаться новичками.
5. Несоответствие ваших ожиданий результатам
Научиться играть на гитаре. Курсы. Уроки. Обучение.
Разочарование – один из главнейших демотиваторов в любой сфере нашей жизни. Там, где ваши ожидания неоправдываются, будь то работа, личные отношения или игра на гитаре – всегда есть место недовольству и деструктивным мыслям. Часто, разочарование мы расцениваем как неудачу, а любая неудача, как вы знаете, приносит отрицательные эмоции и переживания. Не редко, после большого разочарования мы вообще не хотим иметь ничего общего с предметом разочарования, будь то человек, вещь или занятие. Мы обрываем отношения, выбрасываем из жизни все, что причинило нам боль.
Одна из основных причин разочарования при обучении игре на гитаре – это ожидаемый уровень сложности освоения инструмента. Когда мы смотрим, как наш любимый исполнитель играет и его рука ловко скользит по грифу зажимая струны то там, то тут, нам кажется, что это довольно легкое занятие и любой человек позанимавшись месяц-другой сможет повторить то же самое. Однако это далеко не так. Игра на музыкальном инструменте – это такой же сложный навык, как и умение говорить, писать компьютерные программы или рисовать картины. Да, на каком-то базовом уровне мы можем научиться делать практически любое дело – выучить иностранный язык, написать простенькую программу или зажать пару аккордов. Однако, чтобы научиться делать это мастерски, или хотя бы на среднем уровне, могут потребоваться многие месяцы, а то и годы упорных занятий.
Главный совет – не ждите быстрых результатов. Не ждите результатов вообще. Будет намного лучше и интереснее, если вы сосредоточитесь на процессе. Пусть ежедневная рутиная практика приносит вам удовольствие и радость. Если вы способны на это, то и результат не заставит долго ждать. Меня часто спрашивают, за какое время я научился играть на гитаре. На мой взгляд – этот вопрос задают люди, которые попались в ловушку “”результата””. На него я всегда отвечаю: я занимаюсь музыкой уже 18 лет и до сих пор не научился играть играть на гитаре. Я продолжаю учиться каждый день. И это правда.
6. Советы
- Ищите вдохновения
- Общайтесь с увлеченными людьми
- Ходите на концерты
- Пойте
- Возьмите перерыв
- Поставьте достижимую цель
- Составьте конкретный план и следуйте ему
- Составьте расписание
- Следуйте формуле m 100% M
- Не ожидайте быстрых результатов, лучше наслаждайтесь процессом!